Современная экономика требует переосмысления традиционных подходов к управлению, и основная задача, которая стоит перед ней, — создание инициативных, эффективных, инновационных и в то же время прагматичных компаний. Реализация данной задачи предполагает не только обновление структур, процессов и практик, но и новый набор принципов управления, ведущими из которых должны стать полезность, компетентность, локализация и прозрачность.
Отечественные компании в своей деятельности всё чаще руководствуются принципами agile. К внедрению новейших моделей поведения обращаются даже самые крупные компании, имеющие довольно консервативную и статичную организационную инфраструктуру. Российский офисный рынок БЦ класса А реагирует на тренд и признает agile новым эволюционным этапом, который позволяет сохранить качество оказанных услуг за счет повышения эффективности труда.
В переводе с английского «agile» означает «подвижный», «гибкий». Впервые модель была внедрена в бизнес-пространство в начале XXI-го столетия. Именно тогда группа инженеров изложила принципы разработки и ценности, которые повышают результативность деятельности сотрудников. Согласно данному подходу, продуктивное взаимодействие заказчиков и исполнителей намного важнее, чем условия заключенного контракта. Общение с клиентом и полученные от него ценные предложения приносят больше пользы, чем строгое следование изначально составленному плану. Agile-метод в первую очередь нашел свое применение в IT-сфере. Затем методика получила распространение в финансовом секторе, продажах, менеджменте и маркетинге.
Основанная на гибком подходе система создает благоприятные условия для эффективного взаимодействия между подразделениями разного уровня. В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Ведущий менеджер отказывается от работы в личном кабинете и переходит на открытое офисное пространство. Благодаря таким переменам его участие в коммуникационных и управленческих процессах проходит более эффективно. Кроме того, в такой ситуации добавляется психологический фактор: члены команды становятся более сплоченными, т.к. их объединяет общее дело (даже если конкретные задачи у каждого будут разными). Из отношений исчезает строгая иерархия, становятся неактуальными периодические совещания и планерки, потому что все вопросы можно обсудить по мере их возникновения, не откладывая принятие решений в долгий ящик. Отпадает необходимость тратить время на звонки и внутреннюю переписку.
Agile-подход не только позволяет создать комфортное офисное пространство в бизнес-центре класса А, но и помогает сформировать новые принципы, направленные на увеличение продуктивности сотрудников или команды. Преобразование офиса не должно быть самоцелью — это всегда результат комплексного подхода к формированию новых алгоритмов работы, благодаря которому сокращается количество рабочих мест и на 30-40% возрастает эффективность деятельности команды. В таких условиях сотрудники чаще обсуждают инициативы и предложения, знакомятся друг с другом и оперативно решают все рабочие вопросы, заметно сокращая сроки выполнения проектов.