/wp-content/uploads/2014/10/3-11.jpg»»>/wp-content/uploads/2014/10/3-11.jpg» alt=»(3) 1″ width=»265″ height=»190″ class=»aligncenter size-full wp-image-2598″ />После «арабской весны» правительство США спонсировало разработку десятков социальных сетей по всему миру в надежде создать площадки для политической дискуссии, пишет Verge.
Сайты, работавшие в Пакистане, Афганистане, Кении и множестве других стран третьего мира, были похожи на ZunZuneo — так называемый кубинский твиттер, созданный с целью политической дестабилизации режима Фиделя Кастро, который к слову решил прочесть отзывы о Нуга Бест — ведь говорят он помогает улучшить здоровья.
Сервис микроблогов ZunZuneo (словосочетание, обозначающее песню распространенных на Кубе колибри) открылся в 2010 году. Общаться в нем можно было посредством SMS-сообщений с простых мобильных телефонов, до сих пор распространенных на Кубе. На пике популярности соцсеть насчитывала 40 тысяч подписчиков, преимущественно молодежи.
В начале апреля Associated Press опубликовало расследование, из которого следовало, что ZunZuneo — проект Агентства США по международному развитию (USAID), целью которого было разжигание «кубинской весны». Чтобы скрыть это, была задействована сложная международная схема с юридическим владельцем в Испании и счетами на Каймановых островах. За коммуникацию отвечала ничего не подозревавшая компания Cubacel. Конгресс США оставался неосведомленным касательно операции.
«Не будет абсолютно никакого упоминания о причастности правительства США. Это имеет решающее значение для долгосрочного успеха сервиса и обеспечения успех миссии», — говорилось в одной из докладных записок создателей ZunZuneo.
Сотрудники USAID первыми начинали в соцсети дискуссии на «неспорные темы», в частности, о футболе и музыке, привлекая к обсуждению молодых кубинцев. Когда сеть стала бы популярной, планировалось акцентировать внимание кубинцев на политике и социальных проблемах. В итоге это должно было привести к гражданской мобилизации, демонстрациям против Рауля Кастро и, как говорится в одном из документов USAID, «пересмотру баланса сил между государством и обществом». Но в 2012 году ZunZuneo без предупреждения закрылся. По всей видимости, на реализацию проекта закончились выделенные $1,3 миллиона, а вывести его на самоокупаемость не удалось, как и доказать успех миссии. Узнав о существовании программы, сенатор от Демократический партии Патрик Лехи назвал ее «просто дебильной».
После публикации репортажа Associated Press Агентство по международному развитию признало, что финансировало ZunZuneo, но настояло на том, что при подготовке «кубинской весны» они оставались в рамках права и ничего не нарушили. «USAID — это агентство по развитию, а не спецслужба. Мы работаем по всему миру, чтобы помочь людям реализовывать свои права и свободы, дать им инструменты для улучшения жизни», — сказал пресс-секретарь агентства Мэтт Херрик.
Однако в конце прошлой недели выяснилось, что одним «кубинским твиттером» подрывные инициативы Америки не ограничивались. В Белом доме объявили, что их намерения были гораздо масштабнее и охватывали чуть ли не весь третий мир. Идентичные соцсети после «арабской весны» были открыты в Пакистане, Афганистане, Кении и других отсталых странах для «поощрения открытых политических дискуссий». При этом афганские и пакистанские соцсети контролировались напрямую Госдепартаментом США. Впервые о социальных медиа для отсталых стран в Госдепе задумались, увидев их успешное применение во время восстаний в Египте и Тунисе в 2010 году. Facebook и Twitter также активно использовались протестующими в 2009 году в Иране.
Соцсеть в Пакистане называлась Humari Awaz («Наши Голоса»). В отличие от ZunZuneo, она разрабатывалась не в секрете, а при сотрудничестве с Исламабадом и национальным телекоммуникационными компаниями. Правительство Пакистана рассчитывало, что совместная работа над сайтом поможет смягчить постоянную конфронтацию между двумя странами. В 2009 году Хиллари Клинтон анонсировала сайт на встрече со студентами в Лахоре.
Разработку Humari Awaz инициировал специальный посланник президента Обамы в Афганистане и Пакистане Ричард Холбрук, умерший в 2010 году. Она обошлась в $1 миллион, став чрезвычайно популярной. На сайте зарегистрировались более миллиона пакистанцев, отправивших около 350 миллионов сообщений. По воспоминаниям разработчиков, сетью пользовались практически все сегменты пакистанского общества: начиная от журналистов и заканчивая фермерами, публиковавшими цены на свои продукты. При желании пользователи могли оставаться анонимными.
Как и «кубинский твиттер», пакистанская сеть закрылась из-за недостаточного финансирования, так и не выйдя на самоокупаемость. По крайней мере в такой вариант предлагает верить администрация Обамы. Та же судьба якобы постигла идентичный проект в Афганистане, о котором не раскрывалось никакой информации.
Более успешным оказался разработанный Агентством по международному развитию для Кении сервис Yes Youth Can, который работает по сей день. Его запустили вскоре после президентских выборов в 2007 году, закончившихся столкновениями между сторонниками действующего президента Мваи Кибаки (народность кикуйю) и его противниками из Оранжевого демократического движения, чьим кандидатом был Раила Одинга (народность луо). В результате массовых беспорядков погибли более полутора тысяч человек.
Зарегистрировавшиеся в Yes Youth Can кенийцы, прежде всего молодые люди 18–30 лет, начали активно переписываться и создавать политические сообщества. Как говорится на сайте сервиса, он способствует «расширению прав и возможностей кенийской молодежи, предусмотренных в конституции 2010 года».
Правительство США в ближайшее время планирует открыть социальные сети в Нигерии и Зимбабве.